Главная Новости

На горизонте серьезный торговый конфликт между Европейским Союзом и Китаем

Опубликовано: 22.09.2023

С тех пор как Европейский Союз объявил, что проверит, нарушает ли Китай правила конкуренции путем субсидирования электромобилей, растут опасения по поводу возможной торговой войны с Народной Республикой. Немецкие автопроизводители особенно опасаются возможных контрмер, как сообщает Financial Times. Но насколько вероятна возможная эскалация? Каковы будут последствия? И почему вообще возможны тарифы?

Нарушает ли Китай руководящие принципы ВТО?

"Благодаря своей стратегической промышленной политике Китай стал более конкурентоспособным и выходит на мировые рынки со своими электромобилями - особенно на европейский, потому что американский имеет далеко идущие последствия, защищенные тарифами", - объясняетЮрген Маттес[( 14505)], эксперт по торговой политике Института немецкой экономики IW в Кёльне, в интервью tagessau.de. С 2020 года импорт китайских электромобилей и их регистрация в Германии значительно выросли. Это происходит в то время, когда немецкая автомобильная промышленность уже находится под большим давлением из-за переворота в энергетике.

«Европейская комиссия опасается, что значительное увеличение импорта из Китая будет иметь негативные последствия для европейского производства электромобилей», — говоритВинсент Стамериз Института мировой экономики в Киле (IfW)..

Судя по всему, у нее есть «достаточные признаки того, что Китай нарушает правила честной рыночной конкуренции». Так было бы, если бы китайские автомобили продавались по демпинговым ценам, то есть ниже рыночной стоимости, или если бы экспорт был направлен субсидиями. И то, и другое противоречит правилам ВТО, говорится в документе. Немецкая волна.

«Это именно то, что необходимо расследовать», — говорит Маттес. Из-за сложности китайской системы субсидирования нелегко определить разницу между конкурентоспособностью, достигнутой экономически, и конкурентоспособностью, искусственно созданной за счет стимулов. «Будет ли это работать, еще неизвестно», — говорит Маттес. Но согласие федерального правительства и объявление о расследовании, о котором Урсула фон дер Ляйен впечатляюще объявила в СМИ, имеют большое значение.

Вероятно введение тарифов

«Цена на автомобиль падает благодаря огромным государственным субсидиям – это подрывает наш рынок», – заявил на прошлой неделе президент Комиссии. «Это неприемлемо.» По данным Комиссии, китайские автомобили примерно на 20 процентов дешевле, чем те, которые производятся в Европейском Союзе. Завершение расследования ожидается не раньше следующего лета.

«Учитывая, что эта тема настолько актуальна в политическом отношении, существует определенная вероятность того, что в конечном итоге тарифы будут введены», — говорит эксперт IW Маттес. Если это произойдет, это на какое-то время поможет европейским производителям, говорит Стамер из IfW. Но у клиентов будут негативные последствия. Цены на автомобили из Китая вырастут, а давление на европейских производителей снизится.

Следствием будут контрмеры. Правительство в Пекине недовольно началом расследования, а Министерство иностранных дел назвало план ЕС чистым протекционизмом. Один представитель предупредил, что это может оказать негативное влияние на экономические и торговые отношения между Китаем и ЕС.

Немецкий автопром обеспокоен

Китай уже показал в торговой войне с США, что не чурается эскалации, подчеркивает Стамер. Возможными контрмерами являются тарифы на европейскую продукцию или ограничения на экспорт важных электронных деталей для производства автомобилей. Это особенно ударит по немецкому автопрому, который занимает пятую часть китайского авторынка.

Так, в прошлом году BMW достигла трети своих продаж в Китае. У Mercedes это было 37 процентов, у Volkswagen даже 40 процентов. Некоторые немецкие автомобили поставляются в Китай, а некоторые производятся там, что дает китайскому правительству дополнительные возможности для атаки.

Пересмотр субсидий сам по себе не способствует решению проблемы конкурентоспособности, критикует Ассоциация немецкой автомобильной промышленности VDA. Он требует, чтобы политика создала лучшие рамочные условия в Германии и остальной Европе. Кроме того, он критикует то, что Еврокомиссия действовала под давлением Франции, что имело бы значительно меньшие негативные последствия, чем Германия.

Маттес не считает, что Китай усложнит условия работы дочерних компаний немецких автопроизводителей в Китае, поскольку это поставит под угрозу их собственные рабочие места. Он считает более вероятным возможность ограничения экспорта некоторых видов сырья, что уже сделал в споре с США. С августа китайским экспортерам необходимы специальные лицензии на поставку иностранным заказчикам металлов германия и галлия, важных для полупроводниковой, телекоммуникационной и электроавтомобильной промышленности. По данным исследования ЕС, 94 процента галлия и 83 процента германия в промышленности мира происходят из Китая. ЕС импортирует 71 процент галлия и 45 процентов германия из Китая.

Правда, лицензии уже одобрены, но в случае введения европейских тарифов Китай может их ограничить. Кроме того, список запрещенных элементов можно легко расширить, включив в него литий или редкоземельные металлы. "В европейской промышленности существует зависимость от многочисленных видов сырья из Китая - особенно в новых технологиях и технологиях для восстановления энергетики", - подчеркивает Маттес. - Это большой потенциал для давления.

Соглашение в споре о солнечных технологиях как компромисс?

«В случае торговой войны проиграют и Евросоюз, и Китай», — говорит эксперт IfW Стамер. Маттес также согласен с этим. Эскалация не поможет репутации Китая и может побудить к еще большей осторожности при инвестировании в Китай, говорит он.

По мнению Стамера, компромисс мог бы стать решением десятилетнего торгового спора между ЕС и Китаем по поводу солнечных батарей. Тогда европейские производители обвинили китайских конкурентов в том, что они продают свою продукцию в Европе по демпинговым ценам. Поэтому Брюссель ввел тарифы на китайские солнечные модули в размере 11,8 процента. «Тогда китайские производители могли обойти тарифы, если добровольно придерживались минимальных цен», — отмечает Стамер.

Комиссия ЕС и Пекин договорились об этом после нескольких недель переговоров. "Основной причиной, по которой тарифы не были продлены, была угроза Китая Европейскому Союзу болезненными контрмерами", - говорит Маттес. В конце концов, компромисс привел к "краху нашей солнечной промышленности", и китайская солнечная промышленность стала доминировать на мировом рынке в тем временем. Эту ошибку нельзя повторить, предупреждает Маттес.

rss