Главная Новости

Сила образования. Активные методы – занятия без простоев

Опубликовано: 05.05.2023

Сила образования. Активные методы – занятия без простоев

Что такое активация процесса преподавания и обучения? Как это влияет на результаты обучения? В какой мере методы организуют ход урока и деятельность учащихся? Ответы на эти и многие другие вопросы в следующей беседе из цикла «Сила образования».

Ева Ситко:Госпожа Магда, на этот раз я хочу внести свой вклад в нашу беседу фразой, которая осталась в моей памяти после одной из общенациональных конференций по инновационному обучению. Даю тему конференции, потому что тогда еще яснее будет вычурность фразы, которую я слышал в коридорах. После серии лекций, в перерыве, до меня дошел комментарий:О, я помню время, когда активные методы были в моде…

Магдалена Бусиор:Мода преходяща. С другой стороны, инновационное образование предполагает постоянную активизацию учебного процесса, поэтому трудно представить, что эта необходимость выйдет «из моды». Это столкновение действительно может вас удивить.

Э.С.:Потом я понял, что предположение о том, что все учителя одинаково думают об активации методов, неверно. Поэтому хотелось бы, чтобы в ходе беседы мы искали ответы на следующие вопросы:В чем заключается активизация учебно-воспитательного процесса, каково его влияние на образовательные результаты и в какой степени методы организуют как ход урока и активность участвующих в нем учащихся.

М.Б.:Это общие вопросы. У меня до сих пор есть подробные вопросы: Чем руководствоваться при выборе активных методов, какой ключ использовать? Можно ли использовать активные методы в любое время урока и, шире, на каждом образовательном этапе?

Э.С.:Если бы мне нужно было дать краткий ответ, я бы сказал:выбирать методы по когнитивным предпочтениям. Процесс, происходящий на уроке (независимо от образовательного этапа), направлен на развитие учащегося, а методы должны этому способствовать. В классе не должно быть «простоев» для развития.

М.Б.:Я - психолог - сразу анализирую те области жизнедеятельности школьника, которые динамизируются активными методами. Например: процессы внимания. Стоит сразу же обратиться к классической дифференциации внимания за счет участия нашей деятельности в его возбуждении и поддержании. Непроизвольное внимание возбуждается раздражителем. Это стимул в окружающей среде, который требует внимания, он получает его. Например, все мы реагируем на пронзительный, тревожный звук. Стимул привлекает наше внимание, нравится нам это или нет.Одним из важнейших эффектов процесса обучения является развитие произвольного внимания, т. е. того, которым учащийся сознательно управляет, сознательно задействует. концентрируется, сосредотачивается. Когда я думаю об учебных ситуациях, у меня сразу возникает потребность организовать их так, чтобы они служили упомянутой выше сознательной активации произвольного внимания.

Э.С.: Интересно, не должно ли развитие произвольного внимания быть связано с каким-то этапом урока, и я убежден, что вычленить его будет трудно. Сознательная активизация произвольного внимания, т.е. использование приемов, активизирующих это внимание, должна иметь место как в начале учебной ситуации, в ее ходе, так и, наконец, на заключительном этапе урока, независимо от возраста ребенка/учащегося..

Даже начинающие занятия:опытный учитель знает, насколько важно войти в класс и что он предложит на этом этапе урока. С самого первого момента поза тела, приносимая им энергия, создаваемая им тайна, которую ученик должен открыть в ходе занятия, становятся стимулами, мобилизующими на активизацию свободного внимания.

Активные методы, применяемые на урокепозволяют изменить контекст, в котором появляется данный стимул - известные стимулы, но предъявляемые в новой ситуации, интригуют учащегося и дольше концентрируют его сознательное внимание.

Использование активных методов в сводке классов предотвращает механическое, нерефлексивное воспроизведение из памяти.

Думаю, стоит предложить (по принципу «Заботьтесь о том, на что вы можете повлиять») контрольную карту, которая позволит учителю определить, активирует ли он когнитивно своих учеников и какие эффекты это приносит.

Предложение контрольной карты

ВопросОписаниеПоследствияКакие методы использовались для привлечения внимания ребенка?На каких дорогах была реализована цель занятий за время их проведения?Какие приемы использовал педагог, чтобы удержать внимание ребенка?Как завершался учебный процесс?Какие методы использовались в дочернем модуле прогресса?М.Б.:Еще раз подчеркну - речь идет о методах с привлечением ученика. В беседах с учителями я часто задаю вопрос о запуске процесса самооценки и взаимооценивания как психологически значимого условия формирования ответственности, т.е. вовлеченности учащегося в собственное развитие. Должен сказать, что я редко слышу примеры подобных действий.

Э.С.:Я - воспитатель (часто вызываемый на урок из-за трудностей учеников с концентрацией внимания) - спрашиваю, могу ли я и в каком объеме назначать свободное внимание ученикам?

М.Б.:Учитель не должен полагаться в этом исключительно на учеников. Он должен создавать решения, благоприятствующие процессам мышления, внимания и запоминания. Мы связываем обучение прежде всего с когнитивными процессами, но они не функционируют в вакууме. Эмоции, которые испытывает ребенок, и его мотивация, как мы уже неоднократно упоминали, могут ослаблять когнитивные функции или усиливать их. Активные методы, такие как, например, групповая работа или ситуационные игры, могут дать ребенку/учащемуся стимулирующее социальное подкрепление, а также способствовать когнитивным процессам.Интересный урок, активизирующий учащегося познавательно, эмоционально и социально, облегчает учащемуся управление своей активностью, вниманием и запоминанием.Последнее особенно важно, поскольку означает эффективность предпринятые действия.

Э.С.:Каталог активных методов очень обширен и я убежден, что нет учителя, который бы их не знал. Проблема кроется в другом, и для ее иллюстрации я воспользуюсь своим опытом встреч с педагогическими советами. При проведении обучения в области активных методов я готовлю список из примерно 100 активных методов для учителей и прошу их отметить в клеточке напротив метода, знакомы ли они с ним. Результат этой части задания каждый раз одинаков – учителя знают около 90% методик. Вторая часть упражнения состоит в том, чтобы отметить, какие из них использовались в течение последних двух недель. И тут результат тоже каждый раз одинаков — использовано около 10% методов. Тревожно, правда?

М.Б.: Х. Гарднер говорит, что мышление можно изменить, когда нейтрализуется собственное сопротивление изменениям.

Э.С.: Итак, можно ли предположить, что большинство учителей не убеждены в том, что использование активизирующих методов способствует развитию ученика, что их правильный выбор в отношении ученика, образовательной ступени,связь урока, преследуемая цель повлияют на эффективность учебного процесса?

М.Б.:Не знаю... Может, тут другие факторы? Например / тревога из-за нехватки времени (такая обширная основная учебная программа и так мало часов для ее выполнения - я часто слышу такие утверждения). Или, может быть, что-то еще...

По моему опыту, активные методы выявляют те недостатки в дисциплинировании класса, в мотивации его к упорному труду, которые не были устранены в первые дни работы с коллективом.Конечно, причины. ибо такое положение вещей всегда сложно. Но давайте посмотрим на тех, кто может лежать на стороне учителя. Если учитель не был последователен в своем сообщении, если нормы, применимые на уроке, не были названы, а учитель был непоследователен в ссылке на них, если, наконец, что я особо подчеркиваю, он не получил соответствующей поддержки, то уровень Дисциплина в классе неудовлетворительная. Активные методы могут показать это. К сожалению, мы, учителя, часто приписываем им эту разрушающую силу. В сложных командах мы боимся использовать активные методы, опасаясь потерять влияние на поведение класса.

Э.С.:Использование активных методов — очень обширная тема. Наша беседа не обязательно может исчерпать проблему, а только обрисовать ее. Как видите - каждое предложение открывает новую вкладку. Вы говорите о тревоге учителя, связанной с расхлябанностью в классе при внедрении активных методов. Это свидетельствует о том, что активность отождествляется с физической подвижностью, и все же это не самый важный и не всегда присутствующий признак. Речь идет скорее о ломке традиционных дидактических схем, об использовании знаний в области нейродидактики.

М.Б.:Подводя итог,в аспекте психологии обучения активация будет происходить внутри стимулов, реакций на них и подкреплений, она будет использовать место учащегося в его окружение и то, как он обрабатывает информацию и будет использовать ресурсы учащегося, включая уровень его социального, эмоционального и когнитивного развития.

Э.С.:С точки зрения педагога и методики стимулирующая деятельность происходит, в том числе, путем организации ситуации возникновения познавательной тревожности, постановки интригующих вопросов, предоставления учащемуся со свободой в том, как выполнить задачу, показывая методы анализа и оценки идей, ставя перед собой амбициозные, но реалистичные цели. Какие конкретно приемы, провоцирующие такую ​​деятельность, будет использовать учитель — дело второстепенное.

М.Б.:Ваше последнее предложение становится анонсом наших следующих разговоров. Смотреть, как (с помощью каких методов) во время образовательного процесса вызывать когнитивную тревогу, анализировать решения или ставить цели, ближе всего к практике. Так что, думаю, она будет интересна нашим читателям. Приглашаю вас к беседе, а читателей поскорее прочитать ее сочинение.

Ева Ситка

Дипломированный преподаватель с 30-летним профессиональным стажем. Награждена в 2008 году медалью Национальной комиссии по образованию за вклад в образование. Воспитатель программы "Новая школа" - CODN Grupa 1000/2. Методист WOM в Катовицах и е. Автор и исполнитель образовательных программ. Координатор воспитательной работы школы. Автор публикаций по межличностному общению и активизации реципиента образовательного процесса.

Магдалена Бусиор

Психолог, олигофренопедагог, дипломированный педагог с 20-летним стажем работы в общей сложности по трем образовательным ступеням: дошкольное и дошкольное образование, IV-VI классы и младшая школа. Он является соавтором и реализует образовательные и профилактические программы. Проводит мастер-классы по родительским навыкам для родителей и воспитателей школ и детских садов. Она специализируется на психологическом консультировании и поддержке интеллектуального и психосоциального развития детей с ограниченными возможностями.

rss